Занятие 6-е. Тема: Духовные ценности семьи

Цель: актуализация ценности семьи, формирование ценности семьи, умения слушать и давать обратную связь, развитие личностных качеств ,способствующих формированию ценности семьи.

У каждого человека есть безусловные ценности, то есть то, что при любых обстоятельствах он будет хранить, защищать, отстаивать. В разные времена у разных народов эти ценности могут быть разными, но есть одна ценность, которая значима для любого народа в любое время. Это семья.  Именно в семье человек получает любовь и заботу, первые уроки доброты и ответственности, именно семья становится для человека, потерявшего себя опорой и надеждой на возрождение.

Упражнение Паутина

Ход игры: Вся группа сидит в кругу. Ведущий начинает – представляется и рассказывает группе что-то о себе. У него в руках клубок. Он держит нитку и кидает клубок следующему участник, говоря имя и увлечение. После того, как клубок побывает в руках всех участников, из ниток получается «паутина». Теперь ее надо «размотать» в обратном порядке. При этом каждый участник передает информацию, которую он запомнил о том участнике, от которого получил нить при первом круге.

Упражнение «Ассоциации»

Цель: настрой на тему, возможность поделиться своими чувствами по поводу семьи, семейных ценностей.

Примеры ответов: Семья – это счастье, крепость, забота, любовь, очаг, тепло, радость, ответственность, уют. Могут быть варианты ответов: проблемы, страдания и т. д.

Далее в центре листа, где написано слова СЕМЬЯ – участники прикрепляют свои ассоциации к слову, раскрывающие его основные и добавочные значения; Так возникает «солнце» с многочисленными идущими от него (от центра) лучами.

Рефлексия, Что почувствовали, Какие у вас эмоции?

Упражнение «Семья, какая она…»

Каждый участник тренинга получает бумагу и ручку. Тренер предлагает поиграть. Смысл игры заключается в том, что, услышав начало предложения, игроки стараются как можно быстрее закончить его, записав первые же образы, которые пришли им в голову.

Предложения-задания могут быть такими

  • Если семья – это постройка, то она… (крепость; кооперативная квартира; коммуналка; только не дача; общежитие; шалаш на двоих…).
  • Если семья – это цвет, то она… (серо-буро-малиновая; и цветов-то таких в природе не существует; нежно-розовый; черно-белый, как зебра; серый и унылый; кроваво-красный…).
  • Если семья – это музыка, то она… (скрипка; фуги Баха; тяжелый металл; романтическая баллада; задушевная песня у костра; «Взвейтесь кострами, синие ночи!»; мелодия, которая не кончается;
  • Если семья – это геометрическая фигура, то она … (круг; вектор; треугольник; зигзаг удачи; точка; многоточие; спираль…).
  • Если семья – это настроение, то она… ( радость; тоска смертная; постоянный стресс; блаженство; «детский смех, если можно так определить настроение»; тревога; «это праздник со слезами на глазах»…).

Что вы чувствовали? Какие у вас эмоции? Что вызвало затруднение?

Упражнение «Моя семья. Мои корни»

Цели:

  • создать активную творческую атмосферу и позитивный настрой в группе;
  • вовлечь игроков в групповое взаимодействие.

Ход упражнения: У вас есть 15 минут для того, чтобы встретиться с максимальным количеством участников группы и выяснить (записав имя человека, с которым вы говорили, в строчке рядом с вопросом! ) у кого:

  1. То же имя, что и у вашей мамы?
  2. Столько же, сколько у вас, детей в семье?
  3. На кого в детстве было сильно положительное влияние дедушки/бабушки?
  4. У кого была няня?
  5. У кого такое же, как и у вас, количество братьев/сестер?
  6. Кто, как и вы, младший/средний/старший ребенок в семье?
  7. Кто вырос в неполной семье?
  8. Кто рос в большом городе?
  9. Кто с детства проявил склонность к спорту?
  10. Кто писал в юности стихи?
  11. У кого первая влюбленность завершилась свадьбой?
  12. Кто начал работать до достижения совершеннолетия?
  13. На кого в детстве сильно влияла мать?
  14. Кто часто путешествовал со своими родителями?
  15. У кого в доме жили совместно три поколения семьи?
  16. Кто с детства ежегодно празднует день рождения?
  17. У кого дома (в детстве, юности) жили домашние животные?
  18. Чьи родители поженились до 20-летнего возраста?
  19. Кому в детстве родители обычно читали перед сном книги?
  20. Кто жил в религиозном окружении?
  21. У кого в семье были родственники-долгожители (свыше 80 лет)?
  22. У кого в юности был страх не найти в жизни «свою половину»?
  23. Чья фамилия начинается с той же буквы, что и ваша?
  24. Кто живет вместе с родителями?
  25. Чей род занятий отличается от того, что для них желали родители?
  26. Кто работает в той сфере, в которой он получил образование?
  27. Кто, как и вы, считает добрачную интимную жизнь возможной/желательной/невозможной?
  28. Кто, как и вы, считает/ не считает, что в семье есть «мужские» и «женские» обязанности?
  29. Кто, как и вы, считает/ не считает, что главное для создания семьи – это общие этнические корни?