Занятие 4-е. Тема: Формирование личности ребенка

Цели: Прояснение представления участников о потребностях - физических и эмоциональных – ребенка подросткового  возраста. Осознание участниками, какое количество времени и сил от них потребует забота о ребенке данного возраста.

Упражнение «Подросток: какой он» Мозговой штурм.

Цель: Создание обобщенного и эмоционально насыщенного портрета подростка. Взять два контрастных маркера – черный и красный. Предложить группе выполнить мозговой штурм: каждый участник должен дать хотя бы одно определение в одно слово, отвечая на вопрос: «Подросток: какой он?». Определения, которые даются участниками, записывайте на лист в разных направлениях, но таким образом, чтобы надписи пересекались между собой в центре листа. Поочередно используйте разные маркеры.

В результате этой работы на листе появится «ежик» из слов. Спросить участников, какие эмоции вызывает у них эта картинка. Отметить, что ее угловатость и противоречивость является наглядной иллюстрацией особенностей подросткового возраста.

Упражнение «Восковая палочка».

Цели: Упражнения направлены на активное групповое и межличностное взаимодействие. Попросить одного родителя встать в центр круга (если группа большая, кругов и добровольцев может быть несколько). Сказать родителю, что он — «восковая палочка», чья задача – закрыть глаза и начать падать в любую сторону, сохраняя прямое положение тела (они «палочки», а не «макаронины»).

Задача участников, стоящих вокруг добровольца, — аккуратно подхватывать его и возвращать в центр круга. На выполнение упражнения отводится 3-4 минуты, но время может варьироваться в зависимости от пожеланий добровольца.

Рекомендации:

  • Следить за тем, чтобы участники не «перебрасывали» «палочку» друг другу, а все время возвращали ее в центр.
  • Важно, чтобы «палочка» сохраняла прямое состояние тела. Иначе ее трудно будет поймать, и она может упасть.
  • Направление падений и характер движения определяется самой «палочкой».

Обсуждение

Спросить у родителей, что приятного и неприятного было в роли «восковой палочки». Индивидуальность и сплоченность особенно ярко проявляются в подростковом возрасте.

Упражнение «Путешествие в прошлое».

Цель: Достичь лучшего понимания участниками проблем детей путем «погружения» в собственное детство.

Сказать, что вы хотите, чтобы каждый родитель мысленно вернулся в свое детство. Объясните: чтобы добиться этого, надо сначала постараться расслабиться. Попросить родителей закрыть глаза, медленно дышать, прислушиваясь к собственному дыханию, и, когда они почувствуют, что начинают расслабляться, попросите их мысленно отправиться в любой отрезок времени своего детства. Это может быть счастливое или грустное время. Попросить их представить себе картинку своего детства.