Занятие 7-е. Тема: Постановка жизненных целей, пути их достижения

Цель – сформировать навык постановки целей, отработка навыков преодоления препятствий на пути к достижению целей.

Упражнение 1. Сформулировать три цели, желания, которые бы вы обязательно хотели получить в жизни. Обсуждение

Выбирается один участник, он подходит к стенке. Ему дают мел и инструкцию: «Подпрыгни, пожалуйста». Ведущий отмечает на стенке мелом высоту, до которой допрыгнул подросток.

После этого, ему дают мел другого цвета и следующую инструкцию: «Прыгни, пожалуйста, как можно выше. Постарайся допрыгнуть до потолка. И отметь мелом место, до которого допрыгнешь».

Анализ: сравнивается первая и вторая отметка. Участники отвечают на вопрос: 1) различается ли высота, на которой поставлены отметки? 2) какая отметка выше, первая или вторая? 3) что повлияло на высоту отметки? 4) поставленная цель улучшила результат или ухудшила? 5) как вы думаете, в жизни так же происходит?

Ведущий рассказывает участникам, что от того, как сформулирована цель, зависит – как скоро человек ее достигнет, и достигнет ли вообще. Он называет требования к постановке целей, коротко их характеризует, записывает на доске (можно заранее подготовить плакат с написанными требованиями).

Требования к постановке целей

  • Цель должна быть масштабной – чем шире, выше, масштабнее цели, тем выше будут достижения человека.
  • Цель должна быть конкретной – что, какой формы, какого цвета, какого запаха, какого возраста, и т.д. Составляется коллаж цели.
  • Срок – обязательно указывается предполагаемый срок, к которому необходимо достичь цели.
  • Должен быть сформулирован критерий достижения цели, – по каким признакам ты узнаешь, что цель достигнута, что изменится, что появится?
  • Позитивность – цель необходимо формулировать в утверждающей форме, исключить частицу «не» - например, неправильно: «не хочу быть бедной», правильно: «хочу быть богатой».
  • Зависимость достижения цели от самого человека – в формулировке цели не должны фигурировать другие люди, т.к. у них есть свои цели и желания, и они не обязаны выполнять желания другого человека. Даже если это благие намерения.
  • Экологичность – достижение поставленной цели не должно принести никому вреда.

Ход упражнения.

  1. Сначала выбирается один доброволец. Он подходит к ведущему. Ему дается инструкция: «в течение одной минуты тебе нужно формулировать самые невероятные цели, которые ты хочешь достичь за всю свою жизнь. Чем больше, тем лучше». Ведущий засекает одну минуту и обязательно помогает участнику.

После того, как минута закончилась, идет анализ по следующим вопросам:

1) Трудно ли было участнику формулировать масштабные цели, фантастические цели?

2) Насколько ограничено мышление человека вообще?

3) Каковы будут результаты деятельности при таких низких целях? Хотите научиться ставить масштабные цели?

  1. Далее упражнение выполняется в тройках. Каждому участнику тройки дается пять минут. Остальные двое слушают и помогают формулировать цели.

Упражнение. Именинный пирог

Подведение итогов